Доверять ли автотеке? Ошибка наивного СТАТЬИ
Сегодня поговорим про различного рода базы и сервисы по типу «автотеки», «автокода» и других агрегаторов, которые сейчас стали неотъемлемой частью многих соискателей подержанных машин. Поговорим о том, стоит ли доверять автотеке и насколько достоверную информацию вы получаете таким образом об автомобиле.
Для начала, хотелось бы сказать, что все вот эти базы, это в целом удобно. Порой они помогают, иногда экономят время, но на практике подбора автомобилей часто вырисовывается несколько иная картина.
Сейчас многие перекупы берут на реализацию авто только с чистыми базами, по пробегу по ремонтным расчетам. И все это благодаря тому, что как раз-таки появилась такая категория автолюбителей, которые берут машину, ориентируясь только на отчёты.
В связи с этим ещё раз повторю вопрос: доверять ли автотеке? Можно ли покупать авто, ориентируясь только на отчёты?
Сейчас поэтапно разберемся, что в этих базах не так и как на это всё реагировать.
Расчёты ремонтных работ
Наверное, первое на что смотрят покупатели, когда «заказывают автотеку», это на расчёты ремонтных работ. Что это такое, думаю, многие знают, но давайте кратко пробежимся по сути.
Допустим произошло ДТП. Потерпевший едет в свою страховую, где ему проводят внешний осмотр без анализа скрытых повреждений. По установленным нормативам ему считают, сколько примерно стоит устранение дефектов и эти все расчеты неизбежно попадают в базу.
Затем человек получает либо предложенную сумму, либо отдает авто на ремонт в кузовной цех страховой. Если всё-таки выбран сервис, то плюсом ко всему ещё появляются сведения о ремонте, но уже с учётом устранения скрытых повреждений. Потому что в сервисе всё разберут.
Вот так примерно выглядит расчёт в автотеке:
В идеале всё должно работать нормально. Что повреждено, то и должно быть отремонтировано. НО, как вы, наверное, понимаете, у нас в стране это не работает.
Порядка 80% машин с расчетами ремонта не соответствуют фактически проведённым работам.
Есть несколько причин, которые на это повлияли:
- — некоторые сервисы, с которыми сотрудничают страховые зарабатывают на этом. То есть, например, указывают, что помимо заднего бампера пострадал ещё усилитель и панель задка. Пишут, что машину ставили на стапель, меняли панель, усилитель и так далее, а на самом деле просто продают все эти запчасти на стороне и получают деньги. Какие-то сервисы так зарабатывают, не сообщая владельцу, какие-то делятся с владельцем. Не суть. Важно, что в отчете появляется одни замененные детали, а по факту совсем другие, как правило меньшее количество.
- — безответственность страховых экспертов. Есть ребята, которые договариваются с потерпевшим в ДТП, но есть особо одаренные, которые проводят по расчетам машину, которая вообще в ДТП не участвовала. Просто берут VIN с потолка и считают по ней. И таких примеров море.
Из недавнего из того, что мне попадалось на практике подбора авто.
Вот Вам Hyundai ix35. Смотрите, у него в автотеке есть расчёт ремонтных работ на 100-150 тр. Тут как раз есть и панель задка, и панель пола и работы на стапеле. Выглядит ужасающе. Что мы видим по факту?
По сути, мы видим, что кто-то снова заработал на страховой. Вот вам и панель пола и панель задка и шов абсолютно заводской без признаков вмешательства. Да, здесь поменяна крышка багажника, поменян задний бампер и есть прямые следы, подтверждающие это, а вот на всём остальном сервисмены просто заработали на страховой.
Вот из-за этих ребят, которые восстанавливали автомобиль, человек не может его продать, а машина в очень достойном состоянии.
А ещё смотрите, как у него интересно по автотеке бьётся пробег. Всё это время машиной владел один человек.
Если верить базам, то вот тут он сам себе скрутил пробег и продолжал ездить, не выставляя машину на продажу. Бред полный. И это не единственный случай, таких полно.
Вот вам ещё. VW Touareg, у которого в автотеке имеются расчёт ремонтных работ на 500 тыс.руб.
По факту оказалось крашено крыло, бампер, поменяны подкрылки, фара и много различных мелочей. Лонжероны, подушки на месте, без признаков активации. На момент осмотра это был самый дешевый второй Туарег на рынке в России. Стоило от него отказываться? Думаю, что нет.
Кто-то из работников страховой посчитал для другого клиента ремонт на 700 тыс.руб. На самом деле, на ней ни одного окраса и вообще ни одного ДТП. Просто какой-то засранец провёл расчёт и испортил историю авто.
Вот перевертыш Mazda CX-5, который сошел с трассы, но ГИБДД никто не вызывал. Машина для дальнейшей эксплуатации попросту опасна, но по автотеке чиста.
И вы понимаете, таких примеров – море! Постоянно несоответствие баз и фактического положения дел.
Обратите внимание, что автотека вам напрямую говорит: «Наличие расчёта не означает факт проведения работ»
Добавлю ещё от себя: факт регистрации ДТП в ГИБДД не означает факт проведения ремонта. То есть, по сути то, что есть в автотеке (и в других базах) не означает ничего. А вы покупаете так машины. Вы не только не знаете ни масштабов, ни качества ремонта, так ещё и сам факт проведения работ под сомнением.
Информация о пробеге
Для начала давайте разберёмся, откуда автотека берёт информацию. По большому счёту, источника четыре.
Первый. История обслуживания у дилера по базам РОАД. Чаще всего информация достоверная, но не без нюансов. Я как-то уже говорил, что есть машины, которые изначально готовят под базы, то есть перед каждой поездкой к дилеру крутят пробег. А на 50-ой и 55-ой Камри до второго рестайлинга он никак не проверяется.
Второй источник. История обслуживания в федеральных сервисах. Здесь ситуация аналогичная. Чаще всего всё норм, но с исключениями.
Третий источник. История объявлений. Часто сюда попадает недостоверная информация. Есть много продавцов, которые могут использовать чужой VIN для продажи, и тот, у кого VIN позаимствовали, попадает в неловкую ситуацию. Я с таким сталкивался на своем примере.
Есть сервисы, которые делают выборку по гос.номеру. Если совершенно случайно проверяемый автомобиль попал на фото в объявлении с другим, сервис может выдать чужой пробег. Вот пример.
Видите, на фото на заднем плане другой авто. Нейросеть считает, что на фото именно тот автомобиль и привязывает к нему пробег из объявления, то есть по сути чужого авто.
И четвёртый источник самый интересный – базы техосмотра, то есть ЕАИСТО. Изначально как задумано. Человек приезжает на техосмотр, оператор списывает показания счётчика пробега и вносит их в базу. Как происходит, ну по крайней по сей день происходило обычно?
Автовладелец доплачивает страховому агенту тысячу рублей за техосмотр, человек отправляет тысячу рублей на Сбер тому, кто записан в телефонной книжке, как «Техосмотр онлайн». И в автотеку попадают какие угодно данные, только не те, которые нужно. И эти случаи встречаются постоянно.
Вот Вам ещё примеры. Когда базы говорят лишнего или очень многое недоговаривают.
Вот Вам Лексус NX с одним владельцем с чистейшей историей и по базам, и по сервисной истории у дилера.
Но при тщательно проверке выяснилось, что пробег не только был скручен, но и имеются явные и что интересно незафиксированные у дилера следы вмешательства в коробку передач, в данном случае в вариатор. Естественно, машина с таким отчётом по базам продалась очень быстро. Но это, извините меня, в моём понимании – самое настоящее ведро.
Вот Chevrolet Cruze с чистой базой, но скрученным пробегом.
Вот Вам Kia Ceed, у которого как считают базы, скручен пробег. На самом деле владелец ТО вообще никогда не проходил, просто доплачивал страховой, а те вносили данные в базу ЕАИСТО.
И эти случаи тоже постоянны. И как теперь доверять автотеке?
Не знаю, стоит ли говорить, что ни один агрегатор отчётов не даст вам представление о техническом состоянии авто. Совершенно глупо на это надеяться, но люди всё равно упорно считают, что присутствие отметок в сервисной книжке подразумевает идеальное состояние авто.
И у меня к тем людям, которые настолько доверяют автотеке, которые покупают машину только по отчётам, возникает один вопрос: что вам мешает ознакомиться с самим автомобилем? Уровень опыта и знаний? Советую обратиться к специалистам, соберите прямую информацию о машине, а не косвенные на сомнительных источниках.
В конце концов, что-то можно проверить и самому, если пользоваться каналами по типу Pordor-Helper.
Если бы вы ещё знали насколько просто нарваться на криминальный автомобиль, просто покупая авто по автотеке. Кто следит за моей группой в контакте и каналом в ТГ, знают, что один из таких угнанных автомобилей наш клиент вернул настоящим владельцам, хотя по базам машинка-то была классная.
Я понимаю, люди идут по пути наименьшего сопротивления. За копейки купить отчет проще, чем проверить сам автомобиль. Так вот и покупают машины со скрученным пробегом, с потребностями в капитальном ремонте, но с просто идеальной историей в отчётах.