Как определить стреляные подушки безопасности СТАТЬИ
Как бы ни было грустно, но в наше относительно современное время до сих пор есть риск купить автомобиль со стреляными и отсутствующими подушками безопасности. Организация движения на дорогах по сей день посредственная, а продавцы авто всё такие же хитрые и коварные — автосалоны не исключение.
Кстати, не так давно общался со своим учеником (по обучению автоподбору) из Израиля, так там, говорит, купить авто без подушек безопасности невозможно — подсудное дело. А у нас пока как-то так: доверять автотеке опрометчиво, продавцам и менеджерам — тем более.
При этом купить машину хочется так, чтобы не сомневаться, что AirBag при необходимости откроются и спасут. Никто не хочет рисковать жизнью и здоровьем, тем более если машина покупается в качестве семейной.
Раз уж вы решили проверять подушки безопасности самостоятельно, то давайте с вами начнём подготовку к изучению проверяемого вами авто. Для комплексного анализа предлагаю разбить проверку на этапы по системам, тем самым сведя риски покупки автохлама к минимуму.
Итак, основные этапы проверки подушек безопасности:
- поиск признаков ДТП;
- проверка накладок и физические присутствие;
- проверка ремней безопасности;
- компьютерная диагностика.
Поиск признаков крупных ДТП
Как вы понимаете, чаще всего подушки безопасности просто так не стреляют — для этого нужны условия. Конечно, бывают случаи, когда причиной срабатывания является ошибка производителя. Например, когда-то у Кайенов при сильном крене при езде по бездорожью срабатывали оконные шторки. Однако, это скорее исключение.
Для срабатывания подушек нужен удар, и не просто удар — такой, чтобы сработал один из датчиков удара. Датчики удара бывают разные и с разным расположением. Бывают сенсоры, фиксирующие повышение давления в двери при смятии, однако чаще всего это инерционные датчики, расположенные либо в самом ЭБУ SRS, либо смонтированные на силовых элементах кузова: лонжеронах, «телевизоре», боковых стойках, на панели задка.
Так вот для того, чтобы сработали датчики удара, нужен сильный удар/замедление, чаще всего (но не всегда) с деформацией силовых элементов кузова. То есть, если видите деформированный/восстановленный лонжерон, то с большей вероятностью подушки срабатывали. Другой вопрос, когда датчик удара расположен на лонжероне, а признаки ремонта обнаружены только на рамке радиатора, то бишь «телевизоре». При таких условиях (особенно, если телевизор пластиковый) вероятность срабатывания AirBag значительно меньше.
Как вы поняли, проверка навесных кузовных панелей толщиномером не настолько важна, как осмотр силового каркаса на предмет ремонтов и вварки. Однако, у автомобилей группы VAG особо внимательно осматриваем подушки при наличии окрасов по дверям. Бывает, что даже незначительные удары заставляют сработать датчики давления.
Как определить ремонт или окрас, вопрос отдельного разговора и требует значительного опыта. В том числе лучше знать, где какая должна быть толщина ЛКП, как выглядит заводской герметик, как выглядят заводские швы и соединения, где посмотреть даты выпуска элементов. Само собой, обывателю справиться с этим будет непросто, однако можно заручиться электронным помощником при проверке авто, по типу Podbor-Helper, где есть фотографии важных мест при проверке авто.
Осмотр накладок AirBag и физическое присутствие подушки
Мало кто знает, что подушки безопасности нужно проверять даже если у автомобиля нет окрашенных элементов по кузову. Во-первых, потому, что бывают хитрые продавцы, которые продают подушки отдельно от автомобиля. Во-вторых, бывают ДТП, при которых не пострадал кузов, например удары но нижним частям авто: по подвеске, по подрамнику, по днищу.
Поэтому важно, осмотреть подушки безопасности на физическое присутствие и определить признаки срабатывания.
Как правило, проще всего у автомобиля осмотреть потолочные шторки безопасности, если они, конечно, предусмотрены комплектацией. Обычно они выглядят вот так:
После ДТП их могут просто свернуть обратно
Боковые подушки за редким исключением находятся в спинках сидений
Их обычно просто зашивают
Водительская подушка в рулевом колесе:
Пассажирский Airbag находится в панели:
Давайте с вами рассмотрим пару примеров поддельных накладок и сравним их с оригинальными:
Важно также взглянуть на подключение подушки, но тут чаще всего не обойтись без хотя бы частичного демонтажа. С бюджетными моделями проще, с премиальными часто приходится доставать эндоскоп
Коленная подушка располагается под рулевой колонкой. Её тоже проверяем:
Эта уже отработала своё
Как вы поняли, у разных моделей накладки подушек и шторки выглядят по-разному. Скажу больше, внутри одной модели в зависимости года или завода выпуска подушки могут выглядеть по-разному. И как определить, как должна выглядеть накладка подушка?
Тут либо изучать и запоминать самому, либо опять же пользоваться шпаргалками Подбор Хелпера. Там есть фотографии оригинальных AirBag, SRS, SRP.
Ремни безопасности
Одним из признаков срабатывания системы Airbag являются отстрелянные пиропатроны преднатяжители ремней безопасности – они активируются вместе с подушками. Ремни могут восстановить, могут поменять на новые или б/у, а могут просто всё оставить, как есть. Так что смотрим, чтобы ремни были выпущены не позже и не сильно раньше времени выпуска авто. Датировку в зависимости от модели можно увидеть на: ярлычках, на пластиковой части бляшки или на скобе.
Смотрим, на ограничительную клипсу, удерживающую бляшку на высоте. Иногда при срабатывании пиропатрона её срывает и при ремонте ставят универсальную, отличную от оригинальной.
Эта клипса поддельная, точнее универсальная. Как должны выглядеть оригинальные опять же смотрим в Хелпере
Движением руки дергаем за ремень и проверяем работу катушки. Невосстановленная катушка будет хрустеть и не фиксировать ремень. Видео:
Компьютерная диагностика
Наверное, не всем понятно, почему это компьютерную диагностику я оставил в самом конце. Все ведь привыкли со сканером смотреть сопротивления и ошибки и на основе чисел выносить вердикт.
Вот только в современном мире как раз-таки на уровне электроники можно сделать так, чтобы следов ДТП не было вообще. Вместо подушек вкручиваются «обманки» и блок управления SRS видит её, как родную в том числе по сопротивлению.
У моделей VAG примерно после 2013 года в ЭБУ также прописывается количество столкновений, однако и тут электронщики умеют «обнулять» показания. Разве что количество перепрограммирований блока может выдать неладное
В некоторых случаях при срабатывании подушек блок управления подлежит замене и здесь его выдаст уже дата выпуска блока.
В общем, особо на компьютерную диагностику не надеемся, однако и исключать проверку этого уровня не стоит. Всё-таки в комплексе судить об истории автомобиля можно гораздо точнее и качественнее.
Итог
Как видите, определить стреляные подушки безопасности можно и нужно, однако расслабляться не стоит. Не всегда удается сходу понять, что было что-то серьёзное. К тому же, видов восстановления авто после крупного ДТП тоже бывает много. Бывают окрасы под прибор. Бывает даже так, что все элементы системы вместе с пассажирской панелью покупают оригинальными и возвращают обратно, и получается, что следов произошедшего либо не остаётся, либо остаётся по-минимуму. В общем, браться за проверку подушек безопасности самому стоит только, если есть хотя бы начальные знания об устройстве перечисленных систем, либо проходить специальные курсы по проверке авто и уже с пониманием дела браться за дело. К тому же, как мы уже выяснили, на этом можно и неплохо заработать.
Подписывайся на мой телеграм-канал: «Денис Путков автоподбор«