Авто после крупного ДТП – почему нельзя покупать СТАТЬИ
Содержание
— про пластические деформации
— геометрия и прочность соединений
— прочие риски
— подводим итоги
Не так давно мы уже рассмотрели тему покупки битого и крашенного авто и пришли к выводу, что нужно просто грамотно отсеивать варианты, которые пережили серьезные ДТП. За одно определили, какое ДТП крупное, какое – нет.
Вы не поверите, но многие автолюбители не осознают до конца серьезность последствий значительный аварий, считая, что максимум обойдутся коррозией ремонтированных деталей и, если машину никуда не уводит и сделано на вид хорошо, то почему бы и не купить. Вроде бы все понимают, что битая машина – это плохо, но не все понимают почему, из-за этого делают себе поблажки. Ну типа битая и ладно.
С одной стороны, верно – некрашеную машину, особенно в возрасте больше 5 лет найти сегодня крайне сложно. Однако, слушать спокойно утверждения по поводу «бита и ладно» мне не дает инженерное образование.
Действительно, косметические окрасы, да и некоторые восстановительные ремонту кузовных панелей большой роли не сыграют. Однако, часто люди берут машину с гнутыми стойками и лонжеронами. Больше всего я переживаю за безопасность этих людей, ведь вся загвоздка в том, что после серьезной аварии авто по умолчанию не может быть сделано хорошо. Почему?
Пластические деформации
Углубимся немного в металловедение. Не секрет, что силовой каркас кузова автомобиля состоит из металла, а точнее из высокопрочных марок стали, которые перед внедрением в конструкцию проходят испытания на различные прочностные характеристики, чтобы обеспечить минимальный вес авто при максимальной устойчивости к внешним воздействиям. Более того, металл, как и вся конструкция рассчитаны не только на максимальную жесткость, но и на последовательное «впитывание» кинетической энергии, получаемой при ДТП.
Стальные листы и профили после всех технологических процессов, включая штамповку и термообработку, на выходе к сварочному роботу имеют устойчивую кристаллическую структуру, которая отвечает за физические свойства и поведение при деформации.
А деформации у нас бывают двух видов: пластическая и упругая. Чтобы не грузить вас межатомными связями, скажу проще: если надавить на капот и он сам отпружинит, вернувшись к своему первоначальному виду, то деформация была упругой, если останется вмятина – пластической. То есть сгиб, как и все неровности – это и есть признак пластической деформации, при которой разрушается первоначальная структура металла, а это значит, что таким образом летят к чертям ряд первоначальных физических свойств, в том числе и ударная вязкость, которая в первую очередь отражает способность силовой конструкции автомобиля защищать пассажиров.
Такие кузовные панели автомобиля, как крылья, капот, листы дверей, крышка багажника обычно не являются несущими (некоторые даже делаются из пластика) и вмятины на них ничего не поменяют, кроме разве что аэродинамики, а вот с «телевизором», лонжеронами и стойками шутить уже нельзя.
Геометрия и прочность соединений
Так как на заводе уже не сделает никто. Этот факт неопровержим по одной простой причине – никто больше не купит такое же оборудование проверки геометрии и сварки. Кстати говоря, сварка на всех относительно современных автомобилях теперь практически везде точечная. Всё больше и больше производителей постепенно пересаживают кузова и вовсе на клей, а некоторые вернулись к заклепкам. Естественно, прибегают к этому не просто так. Таким образом, минимизируют термическое воздействие на кузовной металл, так как повышенная температура точно также разрушает, точнее, перестраивает его кристаллическую решетку.
И все эти новые, замененные у дилера лонжероны, переваренное заднее крыло или пороги, я уж молчу про «распил», однозначно, на все 100%, не будут служить должным образом столько же, сколько могли прожить родные детали, и при ДТП ничего хорошего от них ожидать не стоит.
Никто не сможет повторить конвейерную точечную сварку.
Прочие риски
Риск значительного снижения уровня безопасности добавляется тот факт, что к повреждению силовых элементов приводят сильные удары, при которых ещё и срабатывают подушки безопасности. Новые оригинальные стоят дорого. Обычно вместо них ставятся так называемые «обманки» – впаиваются сопротивления.
Плюсом ко всему сильные удары приводят к скрытым повреждения, всевозможным трещинам на внутренних полостях, иногда где-нибудь зажимает или перебивает провода.
Металл, претерпевший пластическую деформацию значительно теряет коррозионную стойкость
И ещё один немаловажный момент. При сильных ДТП зачастую страдают криминалистические маркировки, особенно у тех машин, которые несут VIN где-нибудь с краю, например, Skoda Rapid или Octavia или Volkswagen Polo. А ведь это прямой путь на экспертизу:
Даже если VIN расположен под пассажирским креслом, то при боковык ДТП, он тоже в зоне риска, ведь удар в центральную стойку может попортить крепление планки с VIN, а ведь это тоже крайне высокий риск того, что гаишник забракует машину на сверке номеров.
Итог
Вы правы – искать небитую некрашеную порой бесполезно, особенно если искомому автомобилю больше 8 лет, однако хотелось бы вас уберечь от покупки авто после крупного ДТП. Сэкономленные средства при покупке будут несопоставимы с рисками при возможном следующем ДТП и с количеством дальнейшей стоимости владения. К тому же продать её дороже вряд ли выйдет.