Тест-драйв Mazda 3 BM – Трёшка на пятёрку ТЕСТ-ДРАЙВЫ
Я, как житель не самого тёплого на земле региона глубоко убеждён, что в России полноценные тесты на состоятельность того или иного автомобиля должны проходить зимой при температурах не ниже -30. Только так можно узнать, насколько жёсткой будет подвеска, тёплая ли печка, да и вообще запустится ли двигатель.
Как раз в такой свежий денёк нам выпала удача испытать две «тройки». Только не подумайте, что проверялись дедморозовские конные упряжки, в преддверии новогодней сказки. Хоть под капотом каждой из наших «троек» и скрывается сотня-другая лошадей, но лошади эти ненастоящие, по праву сказочные и везут они другие подарки – не детские совсем. У взрослых другие игрушки.
Будь в форме
Причём, не стоит скрывать, что Mazda 3 зачастую воспринимается, как игрушка. Разве купит её серьезный ответственный семьянин или любой другой человек в возрасте? Скорее укажет на новую Octavia или Corolla. А Mazda 3 покупают как «чётенькую», для совсем ещё молодых, не наигравшихся в Need For Speed или другие гонки. Для тех, кто по достоинству оценит стремительный дизайн в стиле «турбо».
В общем, для молодёжи «мартёшка», о чем сразу же намекнул профиль передних кресел и низкий дверной проём – будь в форме или ищи другую машину, в противном случае твои бока физически раздавят боковую поддержку или боковая поддержка раздавит тебя психологически. Весь кокпит так или иначе напоминает о спорте и заставляет задуматься: «Не с BMW ли срисован дизайн?». Может и да, может и нет. Очень похоже, но смысл этого всего поистине немецкий, продуманный – всё по полочкам. Кроме одного – «планшета» мультимедийной системы. Выглядит он так, будто его можно снять и унести домой, чтобы воры, не увидели дорогостоящий, бросающийся в глаза девайс.
Функций в мультимедийном комплексе достаточно не только для управления и получения информации, но и для банального развлечения. Что уж говорить, даже настройки эквалайзера представлены в виде диаграмм. Не столько хочется застроить звук, сколько просто поиграть с сенсорным экраном.
И пока мы балуемся всем этим аттракционом, обе машины, покрывшиеся за ночь ледяной коркой, уже порядком прогрелись и оттаяли. На полное восстановление видимости в машине и подвижности наших озябших от баловства мультимедией пальцев ушло всего 10 мин, за что подогревам и раздельной системе климата отдельная благодарность. Перед русской зимой Mazda 3 не спасовала и наверняка готова показать, как быстро придут в рабочий режим амортизаторы, которые наверняка немного задубели и сделали полуспортивную подвеску донельзя жесткой. Поехали.
Чтобы пружины не резали
Ан нет. Даже «на холодную» ходовая часть Mazda 3 BM работает адекватно, практически бесшумно – неровности отрабатываются как надо, без пробоев и лишней тряски, если, конечно скорость подобрана адекватная. В общем, опровергла все подозрения. Но один недостаток в отношении приспособленности к русской зиме не заметить нельзя – как и у предшественника в кузове BL, клиренс очень мал. Чувство тревоги и опасения за днище и юбку переднего бампера не покидает практически никогда – ни при переезде трамвайных путей, ни при парковке у бордюров. Нечищеные дороги будут проблемой.
Давайте не будем забывать, что «матрёшка» для молодых смелых ребят, у которых чувство страха ещё не успело развиться в полной мере. Да и вообще, сделаешь им нормальный клиренс, а они потом сами пружины обрежут и будут виснуть на лежачих полицейских и выездах из подземного паркинга. Лучше не провоцировать.
Настройки подвески сбалансированы настолько удачно, что невольно проскакивают аналогии с основателем класса – Volkswagen Golf. Не жёстко, не мягко – как надо. Крены, раскачки и прочая нестабильность при маневрировании ожидаемо исключены из арсенала настроек шасси; пусть этим грешат лифтбеки, универсалы и прочие скучные семейные автомобили. Ещё бы склонность к сносу передней оси исключить и 2-литровую Mazda 3 можно было бы назвать «зажигалкой», но формат автомобиля не тот, чтобы обеспечить нужную развесовку – двигатель слишком далеко от центра.
Опытным водителям систему стабилизации в условиях кромешного льда можно отключать сразу. Ездить с ней не удобно и, на мой сугубо личный взгляд, весьма опасно. К выравниванию траектории при сносе той или иной оси вопросов нет – вклинивается в управление вовремя и нежно вытягивает начинающего горе-водителя на правильный путь. Немного пугает противобуксовочная система. Дело в том, что для более-менее резвого старта на льду небольшое скольжение только во благо – шипы и протектор нащупывают новые возможности и быстрее вытягивают автомобиль вперёд. Однако, «антибукс» настолько упрямый, что не даёт проскользнуть колёсам ни на градус, при этом снижая столь необходимую во время «зацепа», тягу мотора. Нажимаешь на газ в попытках побыстрее проскочить перекрёсток, а она не реагирует. ESC off.
Как обойтись без турбины
Кстати говоря, о моторах. В отличие от большинства производителей, Mazda пока что отказывается от турбонаддува, решив пойти своим путём повышения КПД – увеличивая степень сжатия до предельных значений. Для этого пришлось переделать старый знакомый двигатель серии MZR вдоль и поперёк. Естественно появился непосредственный впрыск, два фазорегулятора, один из которых электронный, изощрённая форма поршней для улучшения смесеобразования, система зажигания с функцией определения детонации и много всего интересного с точки зрения инженерии и совершенно чуждого для ушей покупателя. Автолюбителям нужна эффективность, экономичность и надёжность.
Если с последним мы вас познакомим в нашем обзоре подержанной Mazda 3 BM, то динамические характеристики SkyActiv можно прямо сейчас оценить на бумаге. 120 л.с. для мотора 1.5 и 150 л.с. для двигателя 2-литра – вовсе не то, что ожидали увидеть молодые дерзкие головы и наверняка захотят себе турбированный Golf, однако на практике оба мотора весьма неплохи. В отличие от надутых агрегатов, тяга двигателя SkyActiv не разорвана на диапазоны, нет турбоямы и прочих сюрпризов, мешающих, например, при обгоне.
Вот только младший агрегат 1.5 всё же лучше оставить тем, кто просто любит бросить пыль в глаза и не собирается устраивать весёлые старты. Старый мотор 1.6 (105 л.с.), который и сейчас можно увидеть под капотом Mazda 3 BM, кончено же, скучнее и в характеристиках, и по ощущениям, но разрыв между ними минимальный – не каждый заметит разницу.
2-литровый SkyActiv – другое дело. И звучит страстно, и едет бодро. Хотелось сказать, что больше и не надо, но нет, не скажу. Со слезами на глазах вспоминаю «зажигалку» Mazda 3 MPS и, конечно же, скучаю по её неадекватности. Пока ни один мотор серии SkyActiv не приблизился к старушке MPS.
Только вниз
Никакими «роботами» и вариаторами под капотом Mazda 3 пока не пахнет. Меня, как специалиста по б/у-шкам, это радует – с новинками всегда какие-то проблемы. Зато традиционному гидромеханическому «автомату» ожидаемо провели апгрейд по увеличению количества передач – теперь их шесть и сменяют они друг друга явно более плавно, чем раньше. Значительно поменялись и настройки. Не успел выехать из двора, проехал каких-то 100 метров, а ты уже на шестой передаче! Понятное дело, такой режим снижает расход топлива и бережёт чистый воздух, но при повседневной езде это не совсем удобно. Хочешь порезвее ускориться? Делать это придётся через «кик-даун» и, соответственно, пинок в спину, либо разгоняться умереннее, либо просто подождав, когда коробка «поймёт», что от неё нужно. Не будь тут ручного режима, машина получилась бы скучной.
Стоит отдать должное, ручная смена передач, пожалуй, понравится всем. И радует не то, что такая функция в принципе возможна, а то, что она честная, без какого-то своего мнения по поводу нормального количества оборотов. Крути хоть до отсечки – не переключит. Единственное, что не дадут сделать «мозги» – заглушить двигатель или заставить его работать «в натяг», убийственный для SkyActiv.
На трассе Mazda 3 ощущает себя в родной стихии, по крайней мере с мотором 2.0. Даже приглушённый шелест шипованных покрышек, просачивающийся через умеренную шумоизоляцию не нервирует и не мешает отдыхать во время поездки. Однако, дополнительно обработать колесные арки всё же не помешало бы.
В городе Mazda 3 не будет напрягать только в одном случае, если с дорогами всё более-менее хорошо, иначе будет трясти, а резкие выступы и торчащие трамвайные рельсы не останутся без звукового сопровождения в исполнении подвески.
Покупаем?
Обе машины, которые попали к нам на тест-драйв оснащены «по жирному» – имеется и премиум акустика Bose и проекционный дисплей и передние парктроники. Всё это, конечно, здорово, но есть одна функция, которая нас, как жителей Урала немного озадачила, а именно система слежения за полосой. Вернее, смутила нас вовсе не сама система. Как раз-таки, это здорово, когда машина «думает» о безопасности. Вот только отыскать разметку в январе ни нам ни умному компьютеру так и не удалось. Стало немного грустно, осознав, что прогресс идёт быстрее, чем определённая часть человечества.
Всё остальное, наверняка, рано или поздно пригодится, особенно мультимедийная система, которая не даст заскучать даже во время прогрева на стоянке. Во время поездки будет ещё интереснее. Главное правильно подобрать под себя силовой агрегат. Как раз-таки благодаря моторам SkyActiv, Mazda 3 BM стала одной из представительниц новой линии технологического прогресса. Неплохая шумоизоляция. В меру спортивная, но почувствовать себя в ней комфортно сможет не каждый. Мазда 3, как и любая красивая девушка, глубоко убеждена, что лучшего нужно быть достойным и необходимой суммы денег для этого недостаточно.
Статья по теме: Подержанная Mazda 3 BM – обзор слабых мест.
Автор: Денис Путков, Autotorque.ru